покраска МДФ эмалью на водной основе
Довелось поработать еще с одним видом плитных материалов – с МДФ (MDF -Medium Density Fiberboard - древесно-волокнистая плита средней плотности). Делал шкаф в раме из багета, тумбочку и экраны для батарей. Покраска МДФ производилась с использованием краскопульта (краскораспылителя). Но технологические этапы будут такие же, как и при ручных методах покраски.
Одним из преимуществ МДФ является высокая стабильность размеров и легкость в обработке. Преимуществом водных эмалей является их относительная экологичность и безопасность для «маляра» и в эксплуатации, плюс стойкость к ультрафиолету и быстрота высыхания «на отлип» и до следующего слоя. Также они почти не пахнут (и не воняют :) и пожаробезопасны. Более или менее нормальные эмали начинаются от 500 руб./литр. Beckers стоит больше 1000 руб/л. Плюс колеровка от 50 руб. за светлые тона и до 400 руб. за темные. Я вот рассчитывал на 300 руб./л по наивности за все.
Чтобы покрасить МДФ надо пройти следующие этапы:
1 - подготовка МДФ к грунтовке (шлифовка);
2 - грунтовка МДФ;
3 - первая межслойная шлифовка;
4 - покраска (первый слой);
5 - шлифовка;
6 - окончательная покраска (если повезет с предварительными этапами) или повторение шлифовки и покраски до нужного качества;
7 - наведение "лоска" поверхности.
На фото видно 4 поверхности в порядке чтения по стрелке:
- голый МДФ;
- после грунтовки;
- после нанесения шпатлевки;
- финишная поверхность.
1 Этап важен, потому что верхний слой МДФ может содержать парафин, у которого, мягко говоря, плохая адгезия к ЛКМ. Заодно уберутся возможные неровности. Шлифовал с зерном 120-240… по ощущениям. Фрезеровки можно шлифовать и на этом этапе, но легко слизать хрупкие края МДФ. Да и ворс после грунтовки поднимется.
2 Этап может включать и шпатлевку. Если подготавливать фанеру под покраску, то шпатлевка обязательна, иначе будет видна структура дерева и торцы, характерные для фанеры, даже под эмалью.
Грунтовал той же эмалью, только белой, разбавленной 1:1 водой. Можно добавлять лак, например 1 часть эмали + 1 лака + 1 или 2 воды.
Шпатлевку готовил добавлением в эмаль заводской латексной шпатлевки (фирма "олимп" для дерева) до густого сметанообразного состояния. Наносил шпателем поверх грунтовки. На фото нанесена валиком. После шлифовки поверхность получалась идеальная.
3 Этап один из самых сложных, долгих, трудоемких и важных при сложном рельефе поверхности, например при наличии фрезеровок. Первая межслойная шлифовка убирает все поднявшиеся волокна и другие критические неровности и шероховатости. Как шлифовать профиль на фото боялся даже думать.
Хорошо подкинул идею товарищ. Суть идеи в том, что на профиль укладывается тонкая пленка, и на нее наносится гипс, который застывает точно по профилю. Потом пленка заменяется на наждачку. Гипса у меня не было, зато был термопистолет под клеевые стержни. Так что ответку сделал из кусков МДФ и клея-силикона. Использовал наждачную бумагу водостойкую зернистостью 220-500. Для шлифовки полукруглых канавок идеально подошли целые клеевые стержни, которые оборачивал наждачкой.
На 3 и 4 этап при изготовлении рамы одной лицевой панели экрана для батарей уходило около 8 часов. Почему так долго, даже после изготовления, осмыслить и принять сложно.
4. Вроде все понятно, ан нет. Краскопульт с соответствующим соплом (у меня 1,8 мм) позволяет наносить неразбавленную эмаль довольно толстым слоем. Этим и надо пользоваться на этом этапе, только помнить о максимально возможной толщине мокрой пленки за один раз (разные производители могут давать разные рекомендации). Конечно, безопаснее и технологически правильнее наносить много тонких слоев, но время тоже ресурс… и бывает, что его просто нет уже.
Если будут подтеки, можно их оставить и дать высохнуть. Потом аккуратно срезать канцелярским ножом, зашлифовать в конце наждачкой с мелким зерном 800-1000 и потереть тряпкой. Поверхность может стать более ровной и глянцевой чем на «благополучном» участке. Думаю так же можно обработать и финишный слой, если вагон времени и нужна идеальная поверхность.
Так как при распылении на основную поверхность и торцы попадает разное количество ЛКМ можно сначала распылять на торцы, потом на саму поверхность, потом опять на торцы. Если деталь большая, то можно пройтись так же по второму кругу по всей детали, если эмаль «схватилась».
На фото экраны для батарей из МДФ. Сверху загрунтованный и шлифованный, а снизу покрашенный первым слоем эмали. Кстати, там можно посмотреть конечный результат покраски ближе.
5. Последующая шлифовка намного быстрее и легче потому что предыдущий слой (возможно толстый) эмали заполняет и выравнивает поверхность.
6. Так как эмали, которые я нашел, были полуматовые, для увеличения глянца в финишный слой добавлял глянцевый паркетный лак на водной основе 1:1. Так как у лака вязкость намного меньше, чем у эмали, то такая смесь тоже имеет довольно жидкую консистенцию. Что отражается на технике и количестве нанесения разбавленной эмали на поверхность без подтеков.
7. Проверка поверхности на предмет крошечных "бонусов" (пылинок, волосинок...) и их удаление. При желании можно полировать, хотя менеджеры по продажам говорят, что водные ЛКМ не полируются.
Это потому что важной особенностью водных ЛКМ является их долгая окончательная полимеризация. Обычно указывается 7-14 дней, после которых поверхность наберет заявленную твердость и стойкость к моющим средствам. Если слой толстый, то процесс может растянуться на месяцы. Это раз.
Большинство водных ЛКМ, поставляемых или производимых на постсоветском пространстве, образуют пленку, которая под воздействием сравнительно малой температуры «плавится». Это два.
А полировка это трение и нагрев. Так что полировка «водников» это очень своеобразный процесс, при подготовке к которому, вырванные тонким/мелким абразивом нагретые частицы склеиваются с другими и образуют катышки, которые приклеиваются к абразивным поверхностям при финишной шлифовке. Поэтому их часто надо чистить. Но эта особенность может помочь при окончательной полировке неабразивными материалами, например, мягкой насадкой на низкой скорости или мягкой тканью вручную.
Так как процесс своеобразный, то желательно сделать образец, на котором искать лучшую технику полировки. И если результат вас не устроит, то лучше искать другие варианты.
Новичкам, конечно, лучше красить горизонтальные поверхности. Я тоже так хотел. Но горизонтальных поверхностей у меня мало, а деталей много. Поэтому пришлось соорудить вертикальную подставку, на которой можно было разместить около 5 м2 деталей.
После такого опыта понимаешь, почему покраска стоит от 2000 руб./м2.
Почитать, что желательно иметь для такой покраски и как работать с краскопультом можно будет в будущей статье/
upd 20.11.2015 (почти через 5лет после написания статьи... с тех пор я поработал и маслами и двухкомпонентными мега вонючими ЛКМ на основе растворителей)
Сейчас есть современные водники, которые хорошо шлифуются и полируются.