соединение деталей
Как и все простое, эти идеи, как изобретение велосипеда, приходят самостоятельно к мастерам-практикам.
На фотографии угол универсального столика до покраски.
Простое эстетичное соединение деталей на шкант (сквозное соединение).
К этому методу можно прийти двумя путями:
- стремясь уйти от шляпок шурупов или конфирматов в своих соединениях;
- стремясь технологично соединить детали на шкант
Первый путь вроде понятен: шляпки маячат… весь вид портят… а что если их выкрутить и вклеить шканты?
Второй менее очевиден: просверлил отверстия под шканты, проклеил места соединения, соединил детали, начал забивать шканты… все разваливается, между деталями образуется огромная щель… а может сначала склеить на шурупах?
Так правильно:
- собираем детали на минимуме шурупов;
- разбираем и проклеиваем детали;
- собираем уже с клеем и ждем пока высохнет;
- высверливаем дополнительные отверстия под шканты если нужно;
- забиваем в них на клей шканты чтобы края торчали;
- выкручиваем шурупы;
- аккуратно рассверливаем отверстия под шканты и повторяем 5 пункт;
- ждем пока высохнет;
- спиливаем торчащие концы шкантов;
- шлифуем.
Рассверливать уже существующее отверстие всегда надо аккуратно, потому что может разворотить край отверстия. Чтобы уменьшить вероятность возникновения данной проблемы можно:
- наклеить на отверстие малярный скотч;
- сначала сверлить против часовой стрелки.
Глухое соединение на шкант используется тогда, когда не хотят видеть следов такого соединения. Технология немного сложнее, так как обеспечить точную разметку и сверление отверстий для шкантов более проблематично.
Обеспечить точность можно несколькими способами:
- незамысловатый, с порчей гвоздей:
- забиваются маленькие гвозди в центры будущих отверстий для шкантов на одной детали;
- откусываются шляпки;
- подготовленная деталь совмещается с другой, и они сжимаются (в местах контакта с гвоздями образуются отметки);
- гвозди вынимаются;
- сверлятся отверстия по отметкам от гвоздей
- использование эталонных шкантов:
- делаем необходимое количество эталонных шкантов;
- высверливаем в обычных шкантах по центру отверстие и вставляем гвоздь (можно использовать карандаш, в нем уже есть по центру отверстие)
- обрезаем такой шкант так, чтобы при нормальной глубине оставалось только острие гвоздя и уменьшаем диаметр шканта, чтобы его можно было потом свободно вытащить из отверстия
- сверлим в первой детали отверстия под шканты (обычно это торец детали);
- вставляем эталонные шканты;
- совмещаем детали и делаем дальше все как и в незамысловатом способе.
- использование покупных маркеров.
- использование фирменных шаблонов для такого вида соединения.
Для второго способа надо соблюдать эталонную глубину сверления для первой детали.
Маркер для разметки под шканты выглядит так:
Видел в Леруа 8мм 4 шт. - 59 руб. (были маркеры и для других диаметров шкантов)
Есть еще интересное явайское соединение на шуруп. Подробнее в статье по ссылке.
Клеевые соединения
Полезные советы:
- Клей лучше распределять по детали зубчатым шпателем, это обеспечит равномерный клеевой слой и как следствие прочное клеевое соединение.
- Также при планировании клеевых соединений, требующих повышенной прочности надо обеспечивать наибольшую возможную площадь такого соединения. Например, как в верхнем рисунке – горизонтальная деталь приклеена и снизу и с торца к своеобразной ступеньке вертикальной детали.
- Перед тем как склеивать детали, можно проклеить малярной лентой места, где может выступить клей.
Фиксация деталей при склейке.
Есть много способов фиксации:
- груз;
- струбцины и зажимы;
- клинья и распорки;
- куски малярного скотча;
- скретч пленка;
- веревки и стяжные ремни (рэтчеты);
- шурупы и гвозди;
- скобы строительного степлера (если одна из склеиваемых деталей менее 11 мм толщины)
- …
Временная фиксация скобами особенно удобна на больших площадях (фиксировать лучше из центра). Но есть несколько недостатков:
- при использовании перекаленных скоб часть скоб вытащить не удастся;
- после вытаскивания остаются маленькие дырочки (частично или полностью их можно закрыть, капнув в них воду).
В последнее время часто пользуюсь следующим соединением:
Как делается видно на фото. Фреза или сверло Форстнера на 35 мм + стандартный конфирмат.